- Флейта
-
ФЛЕ́ЙТА (от лат. flatus — ветер, дуновение) — деревянный духовой инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрическим или обратно-коническим каналом. Ф. относятся к лабиальным (губным) инструментам, т. е. звук возникает при рассечении струи воздуха на крае отверстия в корпусе инструмента. Ф. — один из древнейших муз. инструментов. Среди огромного количества различных Ф. — простейшие свистульки, охотничьи манки, тростниковые Ф., Ф., изготовленные из дерева, скорлупы крупных орехов, раковин, из глины (окарины), кости, фарфора, янтаря, стекла, хрусталя, металла, в т. ч. и золота (последние были в ходу в придворном музицировании в 17—18 вв.). Совр. Ф. изготавливаются в основном из металла.
Два основных вида Ф. различаются по положению инструмента при игре: продольная (прямая) держится исполнителем вертикально, поперечная (косая) — горизонтально. К продольным Ф. относятся старинные блокфлейта, флажолет, двойная (аккордовая) Ф., Ф. Пана и др. Для их строения характерны цилиндрический канал и клювообразный мундштук, они особенно были распространены до 18 в. Поперечные Ф. впервые упоминаются еще до нашей эры. Они были известны в Китае, Индии, Византии и у славянских народов. В страны Центр. Европы поперечная Ф. проникла ок. 10 в., позднее она стала называться "немецкой" Ф. Первоначально она изготавливалась из одного куска дерева, имела отверстие для вдувания воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровых отверстий, расположенных в один ряд. Позднее у нее появились отверстия для хроматических звуков, расположенные сбоку и закрывающиеся клапанами. В 30-е гг. 19 в. Ф. подверглась коренной реконструкции флейтистом и инструмент, мастером Т. Бемом, придавшим инструменту его совр. вид. Реконструкция была столь значительной, что еще долгое время новая Ф. называлась Ф. Бема. Мастер изменил в ней конический канал на цилиндрический, величина и расположение звуковых отверстий определялись не аппликатурными удобствами, а акустическими принципами, была разработана единая система клапанов, закрывающих все отверстия (диатонические и хроматические), что значит, облегчило игру на Ф., обеспечило чистое и полноценное звучание. С 18 в. Ф. становится концертным инструментом. Среди авторов первых концертных произведений для Ф. — Г. Перселл, А. Скарлатти, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.